Как рисовать сухой пастелью?
Многие профессиональные художники и любители предпочитают именно пастель другим способам создания своих творений. Разнообразие цветов, возможность прорисовать тончайшие детали, отсутствие необходимости высыхания рисунка, - все это подкупает требовательных творческих лиц.
Сухая пастель и мел, одно и то же?
Очень часто этот материал путают с обыкновенным мелом, которым рисуют классики на асфальте дети или пишут в школе на доске. Но мел - это смесь карбонатной извести и пигмента, которая, как правило, имеет бледный цвет и очень твердую структуру.
Сухая пастель - это чистый пигмент (порошкообразный), в который добавлено небольшое количество соединяющего вещества. Поэтому она мягче мела, и область применения её гораздо шире. Оттенки можно найти как нежные приглушённые, так и яркие, насыщенные. Они отлично подойдут для маленьких картин, больших шедевров и частичного окрашивания каких-либо изделий. Она бывает:
- твёрдая и мягкая (цвет будет немного отличаться, твёрдая менее ломкая);
- круглой и квадратной формы (можно наносить разные виды штрихов).
Как рисовать сухой пастелью?
- Сделать предварительный рисунок. Важно отметить, что материал плохо ложиться на графитовый карандаш, так что не используйте его для набросков или основы. Его можно заменить пастельным, конте или углём (как это делал Левитан И.И.). А можете наносить сразу основной материал. Линии должны быть едва видны, а тон его максимально приближён к оттенку бумаги (например, серый), чтобы с лёгкостью поправить в случае необходимости.
- Нанести основной тон. Для удобства отломите небольшой кусочек (два-три сантиметра) мелка.
- Проработать рисунок и его отдельные части (форма, объём предметов и т.п.). Мелки имеют возможность сделать их максимально реальными. Для этого пользуйтесь всеми подходящими приемами и техниками: мазками, линиями, точками, растушёвкой, растиркой и многими другими. На этом этапе сложно дать конкретный совет, ведь все зависит от самого изображения, и от желаемых эффектов. Но определиться с соотношением тонов каждой детали лучше заранее (от светлых участков до темных). Это поможет наиболее реалистично её изобразить. Как это сделать? Темные участки прокрасьте серым или чёрным карандашом, а уже после этого с помощью растушёвки (или штрихов) нанесите нужный цвет.
- Выделить значимые элементы. Главные прорабатываются более тщательно, насыщаются, а второстепенные растушёвываются, смягчаются.
Отличие сухого от масляного продукта
Масляные мелки делают также полностью из красителя, но с примесью масляного вещества, которое не высыхает, и связующего воскового сырья. Техники нанесения этого материала похожи, однако растирка потребует больше усилий, и применения дополнительного вещества (пинены, например). Она осуществляется преимущественно кистью. Хотя, конечно, можно и не ограничиваться ею, пользоваться тряпочками, пальцами.
Советы по работе
- Если у вас имеется мелок, который подсох и стал плохо рисовать, не спешите выкидывать его. Растолките его до пудрообразного состояния и добавьте немного воды. Получиться паста, которую можно применять с помощью кистей для невероятных штрихов.
- Если хотите достичь максимальной реалистичности, воспользуйтесь советом Лесли Харрисон (известный современный ас пастельной живописи). Применяйте велюровую бумагу, чтобы сгладить линии и тона, и песчаную, чтобы акцентировать внимание на важных деталях.
- Чтобы безупречно натянуть холст, используйте изобретение Жило (французского художника) - специальный подрамник.