Низкотемпературная эмаль: по мотивам великих ювелиров
Имя Карла Фаберже известно на весь мир. Но немногие знают, что его изделия – это не только драгметаллы и камни в чистом виде. Фаберже также славился искусной работой с эмалью. Увидеть ее вы можете едва ли не в каждой работе: в виде покрытия, вставок и декора тончайших лепестков. К слову, техника работы с эмалью в те времена была настолько сложной, что приравнивать ее ценность к рубинам или сапфирам вполне справедливо:
- В качестве исходного сырья использовали пластины богемского стекла;
- Их перетирали в тончайшую муку;
- А изделия с нанесением запекали в печах при температуре в 500-800 градусов.
Но с появлением низкотемпературной эмали все радикально изменилось: не нужно перетирать ее в порошок – достаточно просто нанести на предмет, а с процессом запекания справится и обычная духовка. При этом палитра способна удовлетворить интересы даже самого требовательного специалиста по изготовлению бижутерии.
Низкотемпературная эмаль: что это такое и с чем ее подать?
Сложность работы с ювелирной эмалью таилась в самом ее составе: стекло – весьма тугоплавкий материал, а раздробить его в муку – задача не из легких.
Современная низкотемпературная эмаль изготавливается из ПВХ, отвердителей и пигментов, что наделяет ее принципиально иными свойствами:
- В отличие от стекла, ПВХ не осаждается в легких, поэтому и не требует особых условий для работы – материал полностью безопасен;
- Расплавляется и обретает твердость низкотемпературная эмаль при 100-130 градусах – точно также, как и полимерная глина. Поэтому бижу-мастеру удобно использовать их для изготовления изделий вместе;
- Как и ювелирная эмаль, низкотемпературный аналог обретает после запекания колоссальную прочность и не склонен скалываться с предметов. При этом наносить ее можно не только на полимерную глину, но и на металлическую фурнитуру, деревянные заготовки и стекло – все, что способно выдерживать температуру в 100-130 градусов без потери своих свойств;
- Еще одно свойство, которое роднит современную низкотемпературную эмаль с ювелирной – ее глянцевый блеск, придающий очарование любой работе.
В старину мастера использовали преимущественно прозрачное цветное стекло. Сейчас же мастеру предоставляется огромный выбор. В ассортименте интернет-магазина вы можете выбрать прозрачные и «глухие» варианты, металлики и флуоресцентные составы. Более того, турецкий производитель не останавливается на достигнутом – регулярно линейка пополняется новыми актуальными оттенками.
Сферы применения низкотемпературной эмали
Технику нанесения «жидкого стекла» использовали не только ювелиры. Только в России существовало несколько школ, в которых учили искусству «финифти» - росписи эмалью самых разных предметов, от посуды до икон и картин. Многие из них и сейчас хранятся в музеях и частных коллекциях, а вы всегда можете использовать их фото в интернете в качестве источника вдохновения:
- Для украшения изделий из полимерной глины. В частности, эмаль хорошо сочетается с техникой филиграни и оттиска, но при желании бусины и кабошоны можно покрывать ей полностью;
- Удачно смешивая и распределяя разные цвета эмали, можно воссоздать эффект полированного камня – малахита, мрамора, аметиста и других;
- Низкотемпературную эмаль мастера покупают и для преображения металлической фурнитуры. Она заполняет выемки и свободные поверхности, создает тот самый эффект, которого добивались Фаберже и его ученики в своих работах;
- Используют ее и в декупаже для имитации перегородчатой эмали, которой славилась Ростовская школа эмальеров. Наносят ее на стеклянные, деревянные и керамические заготовки, предварительно выкладывая эскиз жгутиками полимерной глины или контурной пастой;
- Используют эмаль и в художественных работах. Причем основой для заполнения становится лист металла. На него наносят рисунок эмалью, смешанной с водой. После пластина запекается, поверх нее наносят еще один слой эмали – прозрачной. В итоге картина обретает необычайный глянец и глубину.
Купить низкотемпературную эмаль можно и ценителям витражей. Выглядит она более реалистично, чем прозрачные краски на сольватной основе, поэтому становится достойной альтернативой трудоемкой старинной технике.
Способы нанесения и эффекты
Низкотемпературная эмаль представляет собой тончайший порошок. И стоит признать, что такая форма удобна отнюдь не для любой техники. Так, если вы полностью покрываете кабошон или лепестки цветка, то проблем у вас не возникнет. А вот воссоздание перегородчатой эмали в декупаже или заполнение определенных ниш потребует от вас опыта, сноровки и дополнительных материалов:
- Если вы используете низкотемпературную эмаль в виде порошка, то даже с пипетки не всегда получится нанести ее ровно в углубления;
- Оставшись даже в малых количествах на выступающих элементах, после запекания она проявится и придаст работе эффект неопрятности;
- Поэтому при заполнении рисунка, имитирующего перегородчатую эмаль, ее лучше разбавить водой. Но при этом следует учитывать, что полного растворения не произойдет, а заполнить ею мелкие детали будет довольно сложно. Как и донести до духовки;
- Еще один вариант – использование катализатора. Он наделяет эмаль текучестью, которая позволяет ей заполнять самые мелкие ниши и детали рисунка, при этом риск просыпать или испачкать перегородку полностью сводится к нулю.
Применение воды и катализатора требует увеличение времени запекания. Так, если вы оставляете заготовку с эмалью в духовке на 15 минут, то при использовании жидкостей интервал нужно увеличить до 25-40 мин.
Но сфера использования не ограничивается заполнением металлической фурнитуры и эскизов. Низкотемпературную эмаль также используют для покрытия бусин, придания необычного эффекта филиграни или оттиску штампа. Можно также смешивать разные цвета и добиваться необычных переливов. В общем, ее применение зависит исключительно от вашего полета фантазии – экспериментируйте и получайте новые необычные эффекты.
Отзывы и цены
Низкотемпературную эмаль можно смело назвать новинкой рынка. Ведь появилась она относительно недавно, а перспективы открыла сразу для всех: изготовителей бижутерии, декупажниц и художников. Поэтому мастера активно обучаются работе с ней и повсеместно оставляют свои отзывы. И вот что они отмечают:
- Легкость работы. Фактически, запекается она так же, как и полимерная глина, поэтому дизайн можно выполнить в один этап;
- Привлекательность. Необычный глянец и имитация старинных украшений, шкатулок, перегородчатой эмали захватывают внимание новой аудитории;
- Пластичность. Использовать ее можно и в качестве напыления, и для создания эксклюзивной фурнитуры, и для покрытия бусин. Такая универсальность – несомненный плюс низкотемпературной эмали.
Конечно, работа с нею требует определенного опыта и экспериментов: где-то удобнее наносить порошок кистью, где-то пальцем, а иногда и в жидком виде в смеси с катализатором. Но в итоге вы найдете свои способы и все получится.
Низкотемпературную эмаль сложно назвать распространенным товаром. Ведь купить ее можно лишь в некоторых магазинах, которые специализируются на продаже товаров для рукоделия. Например, в ДжуБижу представлена внушительная палитра оттенков по цене от 160 р за баночку. Но вряд ли стоит считать это дорогим предложением, ведь эмали в ней вам хватит на десятки изделий.