19 октября 2017

Нас окружает чудесный красочный мир. Наши глаза могут воспринимать множество нюансов. Нетренированный глаз среднего человека различает около 200 оттенков, а художники способны различать намного больше.

Значение визуальных ощущений отмечали уже в Древней Греции. Демокрит писал: «В восприятии имеются сладость, горечь, тепло и прохлада, а также цвет. В действительности имеются атомы и пустота» (450 г. до н. э.). Человек удивительным образом связан с цветовой гаммой. Интерьер, одежда, элементы декора, архитектура – всё несёт информацию, влияющую на нас. Изучением этих явлений занимается наука колористика.

Давно доказано, что цвета оказывают влияние не только на психологическое состояние, но воздействуют и на физиологию. Воздействие палитры на человеческий организм изучает наука цветотерапия, возникшая еще до нашей эры в Индии и Китае.

Влияние на организм

  • Красный – оказывает активное, возбуждающее действие. Учащается дыхание, повышается давление;
  • Оранжевый – улучшает работу мозга, повышает внимательность, активизирует все функции организма;
  • Зеленый – считается оптимальным. Снижает давление, повышает работоспособность, облегчает невралгию и мигрень, избавляет от тревожности, повышает аппетит.
  • Желтый – также оптимален, стимулирует зрение и нервную систему, положительно влияет на память;
  • Голубой – гармонизирующий. Стабилизирует дыхание и пульс, улучшает координацию. Бирюзовый расслабляет и успокаивает, оптимален для медитации;
  • Синий – действие зависит от насыщенности. Успокаивает, снижает давление и температуру. Но темно-синий считается депрессивным, способен затормаживать, угнетать нервную систему;
  • Фиолетовый – угнетающий: вызывает усталость, затормаживает, оказывает депрессивное воздействие;
  • Белый – стимулирует эндокринную систему, поднимает настроение;
  • Черный – влияет на психику, способен вызывать депрессию.

Влияние зрительно-психологического фактора на людей широко используют создатели рекламы, убеждая покупателя остановить свой выбор на рекламируемом товаре. Так, свежесть и прохлада минеральной воды передаются бирюзой. Голубизна джинсовой одежды ассоциируется с молодостью, свободой. Романтику ночного неба используют для рекламы книг и фильмов. Для рекламы детских товаров используются, как правило, светлая пастель.

Именно поэтому так важна для повседневной жизни гармония визуальных ощущений. Для художников, модельеров, дизайнеров, иллюстраторов – для всех, чья работа связана с использованием палитры, - умение подбирать гармонические композиции является основой профессионального успеха.

Цветовой круг: поиск комбинаций

«Гармония» - греческое слово harmonia, т.е. соразмерность, созвучие. Проблема поиска гармоничной комбинации решается творцами со времен эпохи Возрождения. Первым серьезным исследователем в этой области был Леонардо да Винчи. Благодаря интересу к разнообразным красочным сочетаниям появились направления живописи, чьи основатели не боялись смелых экспериментов: абстракционизм, импрессионизм, сюрреализм и многие другие. В повседневной жизни не требуются гениальные дизайнерские находки, но профессионалы обязаны заботиться о максимальном комфорте потребителя.

Решением стал цветовой круг – круговая схема для комбинирования. В нем представлен весь спектр солнечного луча, расщепленного призмой, и переходные оттенки. В 1666 году Исаак Ньютон предложил первый известный вариант такой схемы. В ней краски расположены таким образом, чтобы составляемые из них комбинации были гармоничны.

Существуют различные разновидности базовой модели, но применяют чаще всего схему из 12 частей.

Приемы создания сочетаний

Здесь используется три основных цвета: красный, желтый, синий. При смешивании двух из них создаются вторичные. Например, смешав желтый и синий, увидим зелень; синева в смешении с алым станет фиолетовым и т.д. Это краски радуги. Если смешать первичный и вторичный, или два вторичных, получим третичные: красно-оранжевый, желто-зеленый и т.д.

Добавляя к ним белый, серый и черный, палитру можно увеличивать практически неограниченно.

Цель разработки подобных моделей – это получение гармонических сочетаний. Их можно создавать пятью способами, которые отличаются количеством используемых сегментов и типом их выбора:

  1. Из двух частей, расположенных на противоположных сторонах окружности (их называют комплиментарными или дополнительными). Они создают резкий контраст. Идеально один сделать фоновым для другого.

  2. Из трех компонентов, образующих треугольник, вписанный в окружность (классическая триада). Тоже высокий контраст, но более сбалансированный.

  3. От двух до пяти сегментов, находящихся по соседству (аналоговая триада).

  4. Из четырех элементов – один основной, три дополнительных (тетрада). Это самая сложная комбинация, дающая наибольшее разнообразие. Но для зрительного баланса один компонент должен доминировать над остальными.

  5. Из четырех сегментов, образующих прямоугольник (квадрат). Они дополняют друг друга, хотя и имеют разный оттенок.

Существует также деление на холодные (от голубого до пурпурного) и теплые (от зеленого до красного) тона. В некоторых вариантах зеленый и сиреневый называют нейтральными. В этих терминах очевидна природная ассоциация с теплом и холодом. Алый, желтый, оранжевый – это огонь, лето, солнце. А вот прохлада вызывает в памяти воду, небо, лед.

Теплые компоненты отвлекают зрителя от холодных, оживляя композицию. Холодные, наоборот, успокаивают. При использовании их в оформлении необходимо учитывать, что теплая гамма зрительно приближает предметы (уменьшает пространство), а прохладная отдаляет детали оформления (увеличивает пространство).

Существуют так называемые нейтральные тона. Они могут передавать и тепло, и холод. Их используют как сопутствующие. Это белый и черный, золото и серебро, бежевый, серый, коричневый.